Газета "Вестник Отрадного"
№11 (1278)
16 марта 2017 года

Воскресенье, 26 марта 2017 года 22:45:59 (GMT+4:00)На сайте пользователей/гостей: 0/2
Афоризм недели:

Сегодняшней работы на завтра не покидай. Золото — не золото, не побывав под молотом.

Русские пословицы

Лучшее
свежего номера

Поиск:

реклама
По просторам Отечества
№12 (861) 19.03.2009 г.
«Каменный пояс Русской земли»

В доброе время по радио часто звучала прекрасная, бодрящая песенка «Нас утро встречает прохладой…», а теперь нас каждое утро встречает «самое лучшее, самое правдивое и всем доступное «Радио России». Своими хвалебными призывами и вкрадчивыми советами оно вдалбливает в сознание то, чтобы русский трудовой народ ехал отдыхать на Красное море, на Канары, на Таити, учиться там подводному плаванию, искать кораллы и любоваться пирамидами фараонов. Деятели «Радио России» наверняка получили немалый куш за рекламу тех берегов. Им все равно, если русские рубли утекут за рубеж и укрепят экономику чужих стран, а не своей, родной и единственной...

«НЕ НУЖЕН НАМ БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ!»

Дорогие друзья! Мы с женой прожили 56 лет и почти каждый год отправлялись в отпуск по необъятным просторам нашей Родины. Прибалтика, Украина, Закарпатье, Поволжье, Кавказ, Урал, Сибирь, Алтай, Крайний Север и Дальний Восток — мы побывали всюду и видели столько красоты, что никогда не исчезнет из памяти. Я знаю точно: в мире нет страны лучше, чем наша Россия! Помните, как в песне поется? «Не нужен нам берег турецкий, чужая земля не нужна!»

Обычно мы выбирали активный отдых — турпоходы, поездки, сплавы по рекам, когда ты оказываешься на лоне дикой природы, сливаешься с ней и открываешь ее для себя. В советские времена была создана целая сеть турбаз и лагерей, где за небольшую цену мы покупали путевки и прекрасно отдыхали, встречались с новыми друзьями-попутчиками, запасались чудесными воспоминаниями и фотоснимками. Из многих пройденных дорог мне особо запомнился один пешеходный маршрут, совершенный летом 1970г. по Южному Уралу. Физически он был самый трудный: за 18 дней походной жизни нам предстояло преодолеть 180 км по горно-лесистой местности. Об этом марш-броске и хочу вам рассказать.

САМОЕ СЕРДЦЕ РОССИИ

Жарким июльским днем услышали мы по радио сообщение об уральских туристических и альпинистских лагерях и решили остановить выбор именно на Южном Урале. Быстро собрались и приехали в Челябинское управление по туризму. Там предложили пешеходный маршрут из Миасса по горам с возвращением на турбазу в Миасс. Согласились без раздумий! Это отличная форма знакомства с местностью, которая, подобно огромному поясу, делит страну на европейскую и азиатскую часть. И имена носит славные: седой Урал, всесоюзная кузница, Каменный пояс земли русской…

Уральские горы — это чаще всего сглаженные гряды, протянувшиеся с севера на юг и разделенные широкими речными долинами. В 1920г. там был создан Ильменский государственный заповедник. Его уникальность — в необычайном богатстве и разнообразии минералогических сокровищ. Это настоящая шкатулка всевозможных металлических руд, горных пород, самоцветов и драгоценных камней. Из Челябинска, крупнейшего центра металлургии и машиностроения, ежедневно уходили эшелоны с прокатом, трубами, тракторами, бульдозерами. Здесь пересекаются две железнодорожные магистрали, идущие на север и на восток. Можно сказать, Урал — самое сердце нашей страны.

ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ В ПУТИ

…Итак, в путь! На турбазе в Миассе мы получили туристическое снаряжение (ботинки, штормовки, палатки), пищевые пайки, напутствия по технике безопасности, и через два дня группа из 27 человек вышла в поход. Попутным поездом доехали до Алтын-Таш и сделали два часовых перехода до села Каримово. Вот и первый привал. Посидели, полежали – вставать никому не хочется. Но идти надо.

К вечеру дошли до озера Аушкуль, разбили на берегу палатки. Каким вкусным показался нам ужин после 22 км пешего движения по хорошо утоптанной тропе среди невзрачной растительности без единого кустика! Зато комары не докучали, и в ту первую ночь на свежем воздухе мы спали крепким-крепким сном.

ПОЧЕМУ МЫ ВПАЛИ В НЕМИЛОСТЬ?

Утром взяли курс на сравнительно пологую гору Ауш-Тау высотой метров 200. Обозрение чудесное! На верху увидели памятный знак — большую могильную плиту ХIII века с выбитыми на ней арабскими письменами. Думали-гадали, как она попала сюда. И узнали, что когда-то в эти края прибыл миссионер с целью привлечь в свою веру кочевые племена башкирских скотоводов. Здесь же и похоронен…

Спускались с горы северной стороной через лес и вышли к деревне СтароБайрамгулово. Первыми нас встретили две рыжие собаки — лаяли долго, громко, отрывисто. Пытались обратиться к местным жителям, но почему-то они повели себя странно: наблюдали за нами из-за забора, но так и не вышли на разговор. Ни кумыса, ни молока в той деревне нам не продали, хотя согласились обменять продукты за наше одеяние — многие были в шортах. Причину немилости мы так и не поняли.

Остановились за горой с другой стороны озера. Собрали сушняк, дежурные стали готовить ужин, а другие занялись установкой палаток, девчонки – стиркой и купанием, ребята – попыткой поймать рыбу. Нам с женой дежурить завтра. Нужно пораньше встать, приготовить завтрак и до ухода убрать поляну. Хорошо, что с вечера остался сушняк, а озеро с водой рядом. Справимся!

ЗАРЯД ЗДОРОВЬЯ

На следующий день после плотного завтрака, не заходя в селения, сделали шесть переходов. Устали! На обед остановились на поляне возле реки Уй. Отсюда виден хре**т Курмач, откуда берет начало река Урал. Обед был поздним, но все остались довольны. Михайловна обнаружила на полянке щавель. Картошка и консервы были в достатке в рюкзаках. Сварили очень вкусный борщ, наелись и отдыхали до прихода параллельной группы.

Заканчивалось наше дежурство. Мы благодарны друзьям по походу за помощь: кто дровишек принес, кто за водой сбегал. По возрасту мы были «самые старые» в группе: годы приближались к 50.

Ужин прошел на высоком уровне. А какое веселье было потом! Поблизости расположились еще три группы. Откуда-то появился магнитофон с кассетами, начались танцы, напевы. Представьте себе сотню молодых, здоровых людей с веселым настроением, получивших в походе заряд здоровья.

А утром снова в путь через хре**т Кажим-Тайташ. Шли лесными заросшими тропами сквозь березы и сосны. Красота! Не надышишься! Трижды переходили виляющую меж гор реку Ай. Да и сами мы обходили различные препятствия, виляя так же, как русло реки. Пообедали на скорую руку: хлеб, консервы и вода. Да такая вкусная, ледяная!

К вечеру подошли к реке Кара, выбрали удобную полянку и остановились на ночлег. Вдали виднеется хре**т Уреньга, в том направлении ушли другие группы. Узнали, как растет черника и брусника. Спать легли пораньше — утром предстояла встреча с болотом.

ШЛИ ТОГДА БОЛОТАМИ ДА ВОРОВСКИМИ ТРОПАМИ

Если б шли без рюкзака,
Замочились бы слегка,
Но рюкзак на спину прёт,
Ногу вынуть не дает.
А инструктор наш Хаддей
Всех туристов был умней.
Первым шел — при сапогах,
С бодрой песней на устах,
С бадминтоном на плечах.

Шли в основном прыжками по кочкам, иногда с погружением в болотную жижу по пояс. Километр такого пути сильно всех утомил, но ни на минуту не смолкали шутки и веселые возгласы. Они только подогревали общий настрой на усовершенствование прыжков и более точный выбор надежной кочки для приземления.

Привал устроили около горы Нургаш. Подкрепившись и слегка подсушив бока, а точнее, прокоптив себя дымком от костра, тронулись дальше в путь. И снова чавкали по болоту. Вышли на старую воровскую дорогу, которая когда-то давно была уложена бревнами. Ею пользовались перегонщики и угонщики скота. Они гнали отары с восточных предгорий Урала в западные и наоборот, стремясь скрыться на время с добытым скотом. По той же дороге вывозили и древесный уголь, который имел большой спрос.
…Что за шум, что за гром?
Это Иосик наш с ведром!
Сунул руку – нет ведра,
Закружилась голова.
Фрр-уху! Фрр-уху!
Мы в болоте по брюху!
Мы не плачем, только ржем,
Нам в болоте хорошо.
Мы идем, мы топаем
Воровскими тропами.

По сторонам протянулись неудобные земли и горные массивы: хребты Уреньга, Нургуш, Зигальга, Москаль, Зюраткуль и др. Они как бы вклиниваются и вминают границу башкирских владений на юг и юго-запад. Сейчас старая мощеная дорога через болото представляла для нас опасность: могли наступить на сгнившее бревно, поскользнуться и повредить себе ноги. Вскоре разобрались и с этой опасностью, приноровились и осторожно пошли-пошлепали, по колени проваливаясь в мягком болотном месиве. У подножия горы Лукаш познали вкус зеленоватой брусники, растущей низенькими стелющимися веточками 5-7 см от земли. На бывшем пожарище нарвали пахнущего медом кипрея и после ужина на десерт пили чай с душистыми травами.

Все заметили, что два дня не слышно птичьих голосов, не видно никаких признаков звериной жизни. Будто мертвая полоса вокруг! Неужели так влияет болото? Но и от этого не унывали: кругом слышались шутки, частушки, на ходу придуманные четверостишия. За два дня преодолев болото, народ заметно повеселел.

И ДВА ДНЯ ОТМЫВАЛИСЬ В ОЗЕРЕ

Вот и озеро Зюраткуль. На берегу несколько старых деревянных домиков и хозпостроек. На нашем пути это первое нежилое поселение. Когда-то здесь жили 3-4 семьи пчеловодов, вели натуральное хозяйство, продавали мед, но какие-то воровские шайки выжили их с этой поляны. И даже пришедшие потом геологи не стали жить в пустых домах, а поставили себе палатки отдельно.

Мы тоже решили отойти подальше от злосчастного поселка. Перешли речку Большая Сатка, вытекающую из озера, и расположились станом на поляне в окружении красивых елей. Два дня отдыхали, отмывались, купались, загорали, а рыбы так и не поймали. Грибов тоже не оказалось. Зато нашли обнажение коренных пород. Много переколотили, набрали образцов пирита в кварците. От комаров, слепней и каких-то кусачих мух спасались кострами. Эти кровопийцы сопровождали нас всюду, не давали покоя ни днем ни ночью...
Шире круг, ярче взгляд,
Лица красные горят!
Не от танцев, не от пота –
Просто людям есть охота.
Пыль кругом, пыль кругом,
К нам машина едет в дом.
Будет масло, будет хлеб,
Будет праздничный обед.
Завтра воскресенье,
У Саши день рожденья.

ПОД КУСТОМ — И СТОЛ И ДОМ

Поздно вечером подошли еще две группы — те вообще падали от усталости. Заблудившись, они вынуждены были выбираться на нужное направление и идти до намеченного пункта в сумерках при свете луны. Чем могли, мы помогли — предоставили свои костры и кипяток, а консервы и хлеб у них были.

Утром полезли на гору Зюраткуль осматривать край с высоты. Какой-то местный житель накосил сена и попросил помочь сгрести его. Десяток здоровых ребят и девчат за час сгребли и стащили сухое сено вниз, к навесу риги. Мужик в долгу не остался – угостил банкой свежего, совершенно белого кипрейного меда. Вкуснота-а!

22 июля случилась радость — на пути нашего следования оказался небольшой автобус. Усадили, втолкали, запихнули в него 15 наших девчонок и отправили их вперед. Однако наши мудрые подружки проявили солидарность и уговорили водителя вернуться за нами. И скоро мы все оказались в райцентре Сатка.

В местный музей не попали, так как ожидали какой-либо транспорт, чтобы добраться до Златоуста. И наконец, усевшись на мягкие сухие сиденья, целых 40 км проехали с шутками-прибаутками без слепней и комаров. И прибыли в Златоуст.
В центре города труда
Закричала нам толпа.
Весело сказали мы,
Что поедем до тюрьмы!

Посреди города — пруды, в них вливается и вытекает всё та же река Ай. Это уже четвертая наша встреча с ней. На склонах гор и балок увидели потемневшие от времени приземистые корпуса небольших старинных заводиков. По улицам идут трамваи и автобусы. Из окон почти всех домов маняще смотрят цветы. В числе достопримечательностей — дом, где жил выдающийся металлург, изобретатель стали П.П.АНОСОВ.

Увы, в городе ночевку нам никто не приготовил. Решили уйти за гору в лес. Как у той Cтрекозы из басни КРЫЛОВА, «под кустом наш стол и дом». За минувшие дни мы прекрасно овладели техникой оборудования ночлега. В лесу нашли разлапистые ели. Прижав несколько нижних веток к земле, положив на них рюкзак и спальный мешок, можно хорошо провести тих** июльскую ночь. Если прохладно, то развести на поляне костер, через час убрать недогоревшие поленья, закопать или залить, устлать нагретое место лапником и ложиться. Будет тепло, как на печи. Даже вспотеете!
Мы ходили в магазины,
И в карманы запихали.
А Ильич устало
Шепчет: «Мало! Мало!»

Переночевали отлично. Проснулись, а перед глазами — чудесная панорама. С горы видна река Тесьма, впадающая в реку Ай, горные хребты Таганай и Уральский. Такой мощью веет от этой древней природы, такую энергию она вливает тебе в кровь! Даже если устал накануне, силы восстанавливаются очень быстро.

ЗНАКОМСТВО С КАМЕННОЙ РЕКОЙ

После завтрака часть группы решила продолжить знакомство с городом, а другие отправились на Таганай с вершиной двугорбого верблюда и высотной отметкой 1178 м. За нею вдалеке – Отзывная вершина, а меж ними долина реки Ай. Если крикнуть что с Таганая, Отзывной хре**т откликнется звонким эхом, потому и получил он такое имечко.

Наш путь в гору лежал по Каменной реке. Это полоса метров 30 шириной и 1-2 км длиной до подножия Отзывного хребта. Она являет собой нагромождение крупных каменных глыб до метра высотой, а внизу под ними плещется вода, стекающая с гор. Переправа состояла в том, чтобы по-козьи прыгать с глыбы на глыбу, рискуя сорваться. Было очень тяжело, но кто хотел, до намеченной цели всё же дошел.
•••
Ой вы, гой еси, наши ноженьки,
Все столичные, эстетичные!
Как по горочкам вы топали,
Всю красу свою вы ухлопали.
Там, где пятка была, пятка белая,
Там мозоль теперь загорелая.
Про потертости и опрелости
Слово вымолвить не дает слеза,
Слеза чистая да лучистая,
В туфлях вспомню я себя
Лишь на снимочках...

•••
Только к вечеру мы вернулись в лагерь. Его легко было найти по дымку от подгоревшей каши. Подкрепились за целый день тем, что дали дежурные — кашей со сгущенкой и кипрейным чаем. А потом снова началось вечернее веселье.

«СОЛНЦЕ ВЫСОКО, КОЛОДЕЦ ДАЛЕКО»

Быстро летели походные дни. Погода стояла безветренная, жаркая. Не заходя больше в Златоуст, оставив свой приют из лапника под еловой кроной, 25 июля мы взяли курс на красивейшее озеро Тургояк. Шли трудно. Солнце пекло, хотелось пить. Кто-то из девочек заныл: «Солнце высоко, колодец далеко…». Наш командир, инструктор Хаддей БИКБУЛАТОВ, несколько успокоил близостью колодца, который когда-то выкопали геодезисты, делавшие тут инструментальную съемку.

Появился ветерок. И дал надежду на прохладу. В других условиях встреча с условно пограничной линией Европа-Азия, может, прошла бы бодрее, но из-за жары и усталости мы молча перешагнули эту границу и взяли курс на обещанный колодец. Впереди ждало горькое разочарование: колодец оказался сухим. Лето выдалось жарким, и приток воды прекратился.

У всех болели плечи, ныли руки-ноги. Пришлось и это перетерпеть. От пустого колодца шли тихо. Молчали. Экономили силы на преодоление оставшихся 15 км пути. С обеда солнце стало нестерпимо жечь, а затем парить. Запасы воды в баклажках быстро таяли. Так и хотелось выпить всё оставшееся разом.
Приползали к санитаркам,
Звать одну из них Тамаркой.
Нас зеленкой мазали,
Вазелином терли.
Мучаяся спазмами,
Рюкзаки мы перли.

К трем часам дня показался лесной массив, окружающий озеро Тургояк. Когда мы вошли под сень деревьев, сразу ощутили спасительную прохладу. Вечером на берегу озера встали на ночлег, сняли с натертых плеч рюкзаки и скорее ринулись к воде. Какая там красота! Словами не описать! В чистейшей прозрачной воде на глубине около метра видны ползающие раки. За полчаса трое ребят нахватали ведро раков. Они выбрасывали их на песок, а мы собирали. Ужин был из деликатесов.
Поднимается рассвет,
А парней в палатках нет.
Фрр-уху! Фрр-уху!
Сперва один, потом другой –
Успевай хватать рукой.
Начался ажиотаж,
Даже девки входят в раж.
Кто за хвост, кто за усы –
Раки лучше колбасы!
На следующий день отдыхали, стирали, рыбачили, купались, загорали, перебирали камушки в поисках лазурита. Озеро в полной мере вознаградило нас за все муки долгого перехода. Послали двоих посыльных в город за продуктами для прощального ужина. Посланцы с грузом вернулись на моторке. Мало того, они договорились с механиком о том, чтобы завтра утром вывезти всю нашу группу по озеру на противоположную сторону в город. Если идти пешком, то путь вокруг озера займет 3-4 часа ходьбы. А мы уже так натопались, что мгновенно оценили сообразительность наших гонцов.

Вечером девочки очень старались, чтобы прощальный ужин был отменным. Ребята наловили раков, распечатали оставшиеся банки консервов, накрыли на поляне импровизированные скатерти из палаток. С каким хорошим настроением мы расселись за «стол»! И вдруг (именно в этот момент!) небо нахмурилось, прогремел гром, и на наше праздничное застолье упали первые капли первого дождя за все время похода по Южному Уралу.
•••
Что за шум, что за крик?
Намечается пикник.
То не ужин, не обед,
То прощальный наш банкет.
Только двинулись за стол,
С неба грозно грянул гром,
Но ни шторм и ни шквал
Нас в палатки не загнал.
Дождик нас не вымочил —
Он нас просто выручил.
Завтра рано подниматься,
На турбазу возвращаться!
Рекой текли речи-поздравления с успешным завершением 180-километрового маршрута, теплые слова о новых друзьях, пожелания новых туристических дорог, счастливого возвращения домой. За столом царили песни, шутки и добрый смех. Да и как не петь, если все кругом так молодо, здорово, зелено?! Даже мы, 50-летние туристы, помолодели и телом и душой! Отдохнули, а утром моторка двумя рейсами доставила нас на противоположный берег озера в город Тургояк. До Миасса оттуда рукой подать.
Все по бережку идут,
На раздутых парусах.
Вот это да! Вот это да!
Смотри, какая красота!
1 августа мы уже были на базе с полным отчетом и сдачей снаряжения на склад. Я почти не затрагивал вопросы питания. Турбаза решила их очень хорошо: в каждом рюкзаке были мешочки с крупами, вермишелью, картошкой, банки с тушенкой, рыбой, сгущенкой, бидоны с топленым и растительным маслом, алюминиевые кастрюльки, миски, ложки… Всё было продумано и учтено.

Те уральские километры на всю жизнь остались в наших воспоминаниях. От души советую всем землякам заняться активным, познавательным отдыхом.

Рейтинг: 1421
Иван Ильич Солохин. Фото автора
19.03.2009

в начало страницы

Комментарии к статье: не найдены.